Образование

ИНФОРМАЦИЯ О ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

Реализуемые педагогическим коллективом реализуемые программы дошкольного образования интегрированы по содержанию и технологиям на основе принципов гуманизации, социализации, индивидуализации, историзма, экологизации и осваиваются в очной форме.

ИНФОРМАЦИЯ О НОРМАТИВНОМ СРОКЕ И УРОВНЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Срок очного обучения в ДОУ 5 лет. Реализуемый уровень образования: дошкольное образование.

ИНФОРМАЦИЯ О ЯЗЫКАХ, НА КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕ

В МБДОУ ДС «Красная шапочка» г.Волгодонска образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации (п. 1.2 ст. 14 Федерального закона от  29.12.2012 г. № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Обучение, воспитание в детском саду «Красная шапочка» ведется на русском языке.

ЧИСЛЕННОСТЬ ВОСПИТАННИКОВ ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ЗА СЧЕТ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Реализуемая образовательная программа  
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Кол-во воспитанников (на 01.01.2019.) 135

 

 

Дополнительные программы дошкольного образования:

  • К. В.Тарасова и др.«Гармония»
  • С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
  • Н.Ф. Сорокина «Театр-творчество-дети»
  • Н.Н.Авдеева, О.А.Князева, Р.Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольников»
  • Н.А. Короткова, Н. А.Михайленко «Организация сюжетно-ролевой игры»
  • Н. В.Елжова «Ознакомление детей дошкольного возраста с историей Донского края»
  • И.А.Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду».
  • Л.И.Катаева. Коррекционно — развивающие занятия в старшей и подготовительной группе.
  • Яковлева Л., Юдина Р. «Старт».
  • Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и начального школьного возрастов»

Документы

Описание образовательной программы с приложением

Пояснительная записка 

Образовательная программа  – это нормативно – управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно–образовательного процесса  дошкольного образовательного учреждения. Программа обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка. Реализуется Программа не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности. Программа МБДОУ спроектирована с учетом ФГОС ДО, особенностей  образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов  воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени и дошкольного образования. Кроме того, учтены концептуальные положения используемой в детском саду основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (далее — «От рождения до школы»). Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа–образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13).

 Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Общие сведения о МБДОУ.

Полное наименование детского сада: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Красная шапочка» г.Волгодонска.

Сокращенное наименование: МБДОУ ДС «Красная шапочка» г.Волгодонска.

Организационно-правовая форма: учреждение.

Тип учреждения: бюджетное.

Тип образовательной организации: дошкольная образовательная организация.

Юридический адрес детского сада: 347360, Российская Федерация, Ростовская область, г.Волгодонск, ул. Пионерская, 142а.

Фактический адрес детского сада: 347360, Российская Федерация, Ростовская область, г.Волгодонск, ул.Пионерская, 142а.

Основной целью деятельности детского сада является образовательная деятельность по образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.

 Цели и задачи реализации Программы. 

Цель и задачи деятельности МБДОУ по реализации Программы определяются:

  • ФГОС ДО,
  • Уставом МБДОУ,
  • реализуемой основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,
  • на основе потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение,
  • региональный компонент,
  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

         Ведущие цели Программы:

— создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

— формирование основ базовой культуры личности,

— всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

— подготовка к жизни в современном обществе,

— формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Приоритетные задачи реализации Программы:

─ забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

─ создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного и отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

─ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

─ творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

─ вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

─ уважительное отношение к результатам детского творчества;

─ единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

─ соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Задачи реализации Программы по ФГОС ДО:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
  3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
  4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
  8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Уточняя и дополняя задачи реализации Программы, необходимо отметить, что средствами основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой осуществляется решение следующих задач:

  • Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
  • Формирование основ базовой культуры личности.
  • Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
  • Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

 Образовательный процесс в дошкольном учреждении имеет свои специфические особенности, связанные с отличительными особенностями нашего региона. Разработанная Программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями г.Волгодонска и Ростовской области. Территория города исторически относится к донскому краю – родине донского казачества, отличающейся своей самобытной культурой. Поэтому при планировании  образовательного процесса учитывается региональный компонент по ознакомлению наших воспитанников с историей родного края.

Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Учитывая воспитательное значение и образовательные возможности регионального компонента, педагогический коллектив поставил перед собой задачи:

  1. Создать условия, необходимые для организации предметно-развивающей среды.
  2. Разработать и апробировать на практике систему педагогического взаимодействия, направленного на патриотическое воспитание детей.
  3. Формировать нравственно-патриотические чувства на основе изучения культуры страны и родного края.
  4. Содействовать улучшению отношений детей с близкими людьми в процессе использования в нравственно-патриотическом воспитании малых фольклорных произведений.
  5. Обогащать словарный запас детей в процессе нравственно-патриотического воспитания и диалогического общения.
  6. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в условиях семьи.
  7. Использовать традиции, обычаи, местный фольклор,  ввести  этот материал  в содержание  образовательного процесса.

Предполагаемый результат:

  1. Введение в практику МБДОУ системы педагогического взаимодействия, направленного на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  2. Повышение уровня компетентности педагогов по данному вопросу.
  3. Наличие достаточных условий в МБДОУ обеспечивающих нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через формирование представлений о малой Родине.

 Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас подстерегают серьёзные трудности и опасности. Поэтому изучение Правил дорожного движения (далее ПДД) целесообразно начинать ещё в дошкольном возрасте. Одной из задач Программы состоит в том, чтобы научить дошкольника ориентироваться в окружающем дорожном пространстве, сознательно выполнять правила дорожного движения.   Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. От того, насколько хорошо ребёнок усвоил правила безопасного поведения и как применяет их в реальной ситуации в улично –дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых, самое ценное – здоровье и жизнь ребёнка.  Очень важно, чтобы соблюдение Правил стало нормой и образом жизни детей и взрослых.

Задачи для педагогов:

— С помощью разнообразных приемов и методов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

— Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.

— Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.

— Выработать систему воспитательно-образовательной работы.

Задачи для детей дошкольного возраста:

— Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

— Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запрещающими знаками,  знаками сервиса и другими.

— Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.

— Расширять знания о городском транспорте.

— Продолжать знакомить с дорожными знаками в период прогулок, экскурсий, наблюдений.

— Познакомить с правилами поведения на железной дороге.

— Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.

Предполагаемый результат:

— Повышение правовой культуры участников дорожного движения;

— Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма;

— Знание правил дорожного движения;

— Умение правильно вести себя в экстремальных дорожных ситуациях;

— Совершенствование условий для реализации форм, методов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

  1. I. Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС ДО:
  2. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства — понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
  3. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МБДОУ) и детей.
  4. Уважение личности ребенка.
  5. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  6. II. Основные принципы дошкольного образования:
  7. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
  8. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования).
  9. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  10. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  11. Сотрудничество МБДОУ с семьей.
  12. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  13. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  14. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  15. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы, сформулированные на основе особенностей основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
  • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
  • допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Образовательный процесс в МБДОУ имеет свою специфику. Педагогический коллектив в первую очередь направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для всестороннего развития и привития у них чувства толерантности, воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

При планировании  образовательного процесса учитывается региональный компонент по ознакомлению наших воспитанников  с историей родного края. Основной целью работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики  особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Возрастные особенности  детей  подробно сформулированы в основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В МБДОУ функционируют 5 групп общеразвивающей направленности в режиме 12-ти часового пребывания детей из них:

Группа для детей раннего возраста от 2 до 3 лет;

Младшая группа для детей в возрасте от 3 до 4 лет;

Средняя группа для детей в возрасте от 4 до 5 лет;

Старшая группа для детей в возрасте от 5 до 6 лет;

Подготовительная к школе группа для детей в возрасте от 6 до 7 лет.

Социальный статус родителей воспитанников самый разнообразный:

по месту работы: имеющие постоянную работу в черте города; работающие в других регионах с длительным отсутствием (вахтовый метод работы); есть и безработные;

по образованию: наряду с высшим образованием некоторые родители имеют и среднее образование.

Есть категория родителей с низким уровнем доходов, без собственного жилья. Социальные причины оказывают влияние на здоровье и развитие наших воспитанников в семейных условиях. При работе с такими родителями подбираются специфические формы работы.

Город Волгодонск, в свое время, был трижды объявлен Всесоюзной комсомольской стройкой. На строительство  Волгодонского судоходного канала, химзавода и п/о «Атоммаш» приезжали строители, специалисты со всех уголков бывшего Советстского Союза. Поэтому г.Волгодонск  — город многонациональный, в нем проживают люди 70 национальностей.  В связи с другими событиями, происходящими на юге России,  наш город пополняется переселенцами и беженцами с южного региона и других мест нашей страны. Одно из направлений педагогического процесса: воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, знакомство с мировой и национальной культурой нашей Родины.  Волгодонск, со строительством РоАЭС, получил новый статус, стал городом атомщиков.                                                                                                       Образовательный процесс осуществляется в условиях умеренного климата.  Наш край – один из самых ветреных районов страны. Часто бывают сильные пыльные бури. Летом нередки засухи и суховеи, ливневые дожди, град.  Минимальная зимняя температура достигает -5С до -25С. Лето имеет   максимальную температуру от +30С до +45С.

При проектировании содержания Программы мы учитывали специфические климатические особенности региона, к которому относится Ростовская область — юг России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы учитываются при составлении режима дня пребывания детей в детском саду и при планировании педагогического процесса. Педагогический коллектив направляет свою работу на охрану и укрепление здоровья воспитанников, создание условий для всестороннего развития и привития у них чувства толерантности, воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. При планировании  образовательного процесса учитывается региональный компонент по ознакомлению наших воспитанников с историей родного края. В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.

Аннотации к рабочим программам (с приложением)

Рабочая программа группы раннего возраста на 2018-2019 уч.год

Рабочая программа младшей группы на 2018-2019 уч.год

Рабочая программа старшей группы на 2018-2019-учебный-год

Рабочая программа подготовительной группы на 2018-2019 уч.год

Рабочая программа группы раннего возраста №1 2019-2020

Рабочая программа младшей группы №5 2019-2020

рабочая программа средней группы №4 2019-2020

Рабочая-программа старшей группы №-3 2019-2020

Годовой календарный учебный график 

Годовой календарный учебный график на 2018-2019 год

Годовой календарный учебный график на 2019-2020 учебный год

Учебный план, расписание непосредственно образовательной деятельности 

учебный план на 2018 и 2019 учебный год

Учебный план на 2019-2020учебный год

Расписание основных видов непосредственно образовательной деятельности на 2018 и 2019 учебный год